вернуться
на главную страницу

 

Инна Иохвидович

РАЗНООБРАЗИЕ ТИПАЖЕЙ
СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

(к 70-летию Маргариты Прошиной)

эссе

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.

Первый же прочитанный мною рассказ этой писательницы «Одноглазая» меня просто потряс! Его героиня Раиса, крупная некрасивая женщина, буквально «нашла своего суженого» пьяным в снегу, если бы она его не потащила, то он бы совершенно точно умер от переохлаждения! Именно она стала его настоящей Спасительницей!
В России, где женское население превалирует на одиннадцать миллионов человек, найти себе достойную, да и просто п а р у, особенно для   женщины ещё и  искалеченной (Рае, работавшей токарем выбило глаз) потому многие,  часто даже незнакомые люди называли её «одноглазой»!
И вот у неё, не совсем молодой, но ещё совсем нестарой, появляется м у ж ч и н а, притом настоящий, их любовь, сложно назвать сексом! Это было их настоящее единение!  Маргарита Прошина описывает чувства своей героини, откровенно, но деликатно! В этом и проявляется её писательское мастерство!
Её героиня религиозна, но стихийно, как и многие простые люди, не читавшие ни псалтырь, ни писания, но верующие честно и крепко, с рождения до смерти. Потому трогательно, до слёз сновидение героини с ангелами и с покойной матерью, что объясняет дочери, что и и она и ангелы спустились с неба, чтобы быть на её свадьбе...
Но, увы жизнь жестока в своей правде, и рассказ оканчивается настоящей трагедией для героини рассказа. За «суженым» приходит его жена, которую известили соседи Раисы по подъезду...
А сама Раиса, вопрошает: «За что, Господи?», приложив ладони к лицу, она зарыдала».
При такой казалось бы печальной концовке, рассказ у меня не оставляет ощущения безысходности, кажется, что у «одноглазой» есть удивительное «будущее», что возможно   в рождении ребёнка или в ином счастливом случае...

Второй рассказ называется «Проводница», что сразу указывает на профессию главной героини.  Проводница Лариса рассказывает о своей жизни визави, в которой угадывается автор.  Жизнь проводницы мало чем отличается от жизни миллионов женщин в Советском Союзе.  Миллионы женщин, как и она получили профессиональное образование. Она стала фельдшером, вышла замуж, мужа забрали в армию через пять дней после свадьбы, а потом муж погиб на о. Доманском, из фельдшеров пришлось ей уйти, (нищенская зарплата, а ребёнок- сынок растёт) Вот и стала проводницей, денежней, да со своими тяжелейшими моментами, т.к. приходилось собой расплачиваться, собственным телом... Вот такое было женское «счастье»...
Этот рассказ чётко отражал начинавшуюся эпоху «застоя», как назовут её позже...

И третий рассказ, отличающийся от первых двух, «Нелька» об интересном феномене конца двадцатого - начала двадцать первого века - доминантной женщине, или как в двадцать первом веке её назвали - Домина!
Главная героиня рассказа Таисия Павловна с самого начала напомнила мне самку богомола, которая съедает самца после спаривания. Но не будучи столь кровожадной, она поедом, годами и десятилетиями «ела» своего благоверного Ивана Даниловича, совершенно преданного ей... Она и к собственному сыну относилась не лучше! Он, подобно отцу был столь же предан матери. Только сама же Таисия Павловна была убеждена, что она «вечно страдающая» достойна лучшего ухода, чем тот, что предоставляли ей муж с сыном.
Но вот Валерий - сын полюбил иногороднюю, уроженку Читы, работавшую на заводе вместе с ним Нельку!  В ней тоже просматриваются черты домины, но она, естественно не доходила ещё до вершин самодурства, как её свекровь.
Молодые, несмотря на недовольство матери поженились.
И, можно предполагать, что после смерти Таисии они вместе с Катей, дочкой молодых и внучкой «страждущей» - естественно ставшей в старости больной, знаем, что очень скоро исполнится мечта Нельки, она станет обладательницей хором в центре Москвы!
На мой взгляд удались Маргарите Прошиной женские образы в этом рассказе. Сама Нелька, по имени которой назван рассказ, является доминой современного типа, не «страждущая», а молодая женщина, знающая чего она хочет! Это новый женский тип в современном женском рассказе.
Маргарита Прошина своими рассказами женской тематики представляет разнообразие типажей современной женщины... Что редко кому удаётся.   

 

Штутгарт

 

 


“Наша улица” №252 (11) ноябрь 2020

 

 


Copyright © писатель Маргарита Прошина 2014
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
     
Рейтинг@Mail.ru