вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки
(часть шестьдесят пятая)

 

САРАТОГА

Саратога. Это что такое? Надо поискать. Вы, видимо, неверно написали. Ведь правильно будет: «Саратов». Нет, и в Австралии есть и в Америке города с этим названием - Саратога. Да откуда же там знали про наш Саратов, думаю я. Стала подставлять вместо буквы «С» другие согласные к первому слогу: бар, вар, дар, жар… шар! Вот в чём дело - шар. Так просто понять, что по этому шару под названием «Земля» - всё ходит по кругу. 

 

СКРОМНЫЙ

Почти всегда не преминут сообщить собравшимся о его скромности, хотя его портреты носили на демонстрациях, и по радио о нём говорили ежечасно. Удалил всех конкурентов, уничтожил, посадил бессчётное количество людей, а население любит отца родного, который день и ночь думает о том, чтобы у каждого был кусок хлеба и кусочек сахара. Он вместе с народом, только ради которого и живёт. Ходит в простецком кителе и спит на солдатской койке, «отец родной». А то, что этот «отец» перессорился со всем цивилизованным миром, пугает всех своим оружием, которое создаётся только с одной целью - власть удержать, так на то он и отец! Мы готовы затянуть пояса, лишь бы очередной «скромный отец» жил вечно. 

 

ЦВЕТЁТ ШИПОВНИК

После дождей буйно зацвел шиповник. На густом зелёном фоне огненно-яркие цветы восхищают меня пышным ароматным цветением. А осенью, я знаю, будут радовать гроздьями ярких плодов. Не случайно цветы шиповника сравнимы с дикой розой, чей колючий и капризный характер выражается в постоянном желании уколоть вас своими иголками-шипами. В цветущем кусте торопливо копошатся шмели, стараясь успеть собрать пыльцу, пока её не смыл дождь. Без их забот не будет ягод, которыми так любят лакомиться не только птицы, но и люди. 

 

ЛАНДШАФТ ИЛИ ПЕЙЗАЖ

Из вашего окна открывается пейзаж или ландшафт? Пейзаж слово французское. Ландшафт слово германское. А по-русски что я вижу из своего окна. Дом и дерево. А дом по-французски? Мезон. А по-немецки? Хаус. Не оттого ли у нас родители, возвращаясь после работы, кричат на детей: «Что это за хаос вы тут устроили?» Великий и могучий калькировался произвольно с европейских языков, а, бывало, и с азиатских, коли Мечеть стала столицей Боруссии, а также Белоруссии и Пруссии, то есть Руссии-Москов. 

 

ЦАРИТЬ 

А вот, к примеру, царила плохая погода. Но при чём здесь царь? Словопроизводство такое по иерархическому принципу. Царь главный? Конечно! Царь я или не царь?! Если я - царь, значит, я царствую повсюду! Теперь понятно, почему вокруг царит веселье, потому что я уныния не выношу, вот и царит оно в душе моей. А если попробовать пойти от президента? Президентствовала холодная весна, предвещая дождливое лето. Сложно произносить слово «президентствовать», нагромождение звуков, другое дело «царить»! А отчего же такой хаос в природе царит? Не оттого ли, что природа властвует над нами, а она не признаёт ни законов, ни указов каких-либо президентов. Природа ли? Нет. Бог! 

 

ВНУШЕНИЕ

Человек с детства очень внушаем. Буквально на глазах всё впитывает губкой, как Гугл. Ласковые слова матери о необходимости чтения Шопенгауэра вдохновляют младенца. Он жадно прочитывает не только Шопенгауэра, но и «Фауста» Гёте», пусть даже он ещё не всё понимает, но у ребёнка вырабатывается вкус к настоящей литературе, чтение которой призывает и его к творчеству, к сохранению своей души в книге вечности, делает понятными мысли о смысле рождения и неизбежной смерти в бессмертии. Такое внушение не вызывает раздражения, а воспринимается естественной игрой на сцене жизни. 

 

КОНФУЗ

Сконфуженно подумала о конфузе, вышедшем из употребления. У нас преобладает теснота и от неё все подряд стесняются, но не конфузятся, попадая в неловкое положение. Играя с буквами, получаю разные варианты, останавливаюсь на изменённом вместо «кон» слове «сон». Затем провожу замену согласных во втором слоге слова «конфуз», вместо буквы «ф» ставлю «м», получаю «муз», сложив два слога, получаю «сон муз». До чего же увлекателен процесс создания слов и языков - все смыслы мира от игры букв. 

 

ГОРДЕЛИВАЯ РАДОСТЬ

Не просто «радость», но «горделивая». Стало быть, эта радость затронула самые сокровенные струны - родственные. Сын слетал за границу. Куда? В Нидерланды! Ну, надо же! Вот и горделивая радость подкатила. Соседки наперебой восхищаются золотыми руками мужа, безропотно исполняет их просьбы, тут уж горделивая радость несколько омрачена их постоянными обращениями. Дочка вышла замуж за состоятельного человека, родители с гордостью сообщают родственникам. Соседский парнишка получил кубок за победу в международных соревнованиях вот уж тут - горделивая радость всех родных и знакомых. Гордимся и радуемся за своих!

 

ПОТЕРЯТЬ ГОЛОВУ

Как переносятся выражения по смыслу! Если всерьёз воспринимать идиому «потерять голову», то нужно класть голову на плаху. А в жизни случается так, что голова остаётся на месте, но всё равно ты её потерял. Ох, я знаю это не понаслышке! Когда эмоции захлёстывают рассудок, и ты совершаешь невероятные поступки, которые переворачивают всю привычную жизнь с ног на голову, тут-то она и теряется! Предполагаю, что все невероятные открытия и творческие прозрения случались именно тогда, когда авторы теряли голову. 

 

БИРЮЗА

Достаю колечко с бирюзовым камушком и плечи мои тут же начинают ритмично двигаться в такт песни Вадима Козина в исполнении незабвенной Изабеллы Юрьевой «Бирюзовые, златы колечки//Раскатились по лужку//Ты ушла, и твои плечики//Скрылися в ночную мглу…». Сами льются чудесные строки, увлекая меня в чудодейственный танец. Вот она магия! При слове «бирюза» я вся делаюсь невесомой, если не буквально, то мысленно. Бирюзовые глаза, бирюзовое море, украшения с бирюзой - всё вызывает у меня самые нежные воспоминания и музыка звучит, и песня льётся… Немало легенд и преданий связано с бирюзой, а для меня она - утешение, символ нежности и любви.

 

ХОХЛОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК

От Покровского бульвара на Ивановскую горку иду по Хохловскому переулку, который похож на закоулок, извивается, как хохол. На углу у церкви поворот, а можно и дворами напрямую из угла пройти в Колпачный переулок, а можно и в Подкопаевский переулок свернуть, а можно и в парке наслаждаться пением птиц, а потом выйти на Яузский бульвар, сесть на трамвай и отправиться в Замоскворечье под мелодичное «динь-динь-динь». Это в другой раз, а сегодня я спускаюсь по извилистому Хохловскому переулку в Большой Ивановский, ныне улица Забелина, в гости к Осипу Эмильевичу, читая: «И переулков лающих чулки, и улиц перекошенных чуланы…».

 

ХОРОШИЕ ЛЮДИ

К хорошим людям, на мой взгляд, относятся те, кто заняты своим любимым делом, не мешают другим, не делают замечаний, не дают советов, когда их не спрашивают. Хорошие люди не говорят о себе, что они хорошие, потому что хорошие люди умеют молчать и быть снисходительными. Хорошие люди не обременяют никого своими проблемами, всегда приветливы и тактичны. Их много, просто они, не привлекая к себе внимания, живут и создают свой мир. 

 

СМИРЕНИЕ

Смирение. Перемирие со всеми. Укротить себя бывает невероятно трудно. То есть стать кроткой почти невозможно, но стремиться к скромности следует всегда. Да, это похоже на укрощение строптивой, сознание моё и эмоции находятся в постоянном противостоянии. Быть вежливой и почтительной тоже не всегда получается, особенно, когда невольно сталкиваешься с откровенной грубостью и ложью. Опыт же показывает, что лучше в подобных ситуациях просто удалиться молча. Смирение с окружающим миром необходимо, чтобы все свои силы направить на созидание себя и своего мира, смиренного внешне и неукротимого в тексте. 

 

ЧИСТОПРУДНЫЙ БУЛЬВАР

Чистопрудный бульвар стал действительно чистым, как только снесли торговые палатки. Там, где нет торговли, там всегда чистота и уют. Как в прежние времена по аллеям неспешно прогуливают малышей, суетятся проворные воробышки и вечно голодные голуби в ожидании угощения. Стою у изгороди, окаймляющей пруд в надежде увидеть лебедя, но никто не скользит по зеркальной воде, только ветви деревьев, любуясь своим отражением, перешёптываются между собой о чём-то своём. Вглядываюсь в водную гладь, пытаясь увидеть себя несколько десятилетий назад, как будто стою в храме, из которого изгнали торгашей. 

 

БЫЛЬ

Было-было и сплыло. Быль была, но растворилась облачком, словно её и не было вовсе. Быль приравнивают к правде, говоря, что такое-то событие на самом деле было, но ведь говорят разные, о разном и по-разному в меру своего воображения и разумения. Правда и вымысел не редко местами меняются, при передаче разговоров из уст в уста. Каких только былей и небылиц мне довелось слышать в разные времена. Быль, как пыль рассеялась, растворилась, поди сыщи её. 

 

УНЫНИЕ

Ныне случилось уныние, потому что никак не выбраться из этого «ныне», всё время приставкой «у» преображаю «ныне» в «у-ныне». Способствует этому «у» горизонт, чрезвычайно узкий. Небо прислушалось к этому «у» и ныне опустилось на крыши домов. Вот я в унынии пребываю, плечи вниз склонились уныло. Надо бы разогнуться, горизонт расширить, полетать чайкой, да уныние не даёт. Стоило об этом написать, как уныние покинуло меня, зазвучала музыка, в плотных облаках появилось светлое окно. Уныние стало предвестником лета, тепла и света. Отныне! 

 

НАИЗУСТЬ

Иногда бывает так, что вдруг само слетает с уст стихотворение, которое никогда не учила наизусть. Прежде я весьма удивлялась подобным чудесам, а потом поняла, что лучше всего запоминается то, что поразило, вызвало сильный эмоциональный отклик, например, из Арсения Тарковского: «Там в стихах пейзажей мало, только бестолочь вокзала и театра кутерьма, только люди как попало, рынок, очередь, тюрьма. Жизнь, должно быть, наболтала, наплела судьба сама». Бездумное же заучивание наизусть абсолютно бессмысленно. Проникновение в текст не исчезает из памяти, всплывая в нужный момент. Уста сами произносят нужные слова. 

 

ГУРЬБА

Гурьба - это не толпа. Гурьба следует за высокопоставленной особой, пытаясь всеми дозволенными и недозволенными способами доказать свою полезность и преданность особе, а толпа, затаив дыхание и разинув рты, наблюдает за страстями и перемещениями гурьбы, которая относится к толпе с презрением. Жизнь внутри гурьбы кипит - то гульба, то пальба, то уголовные дела. Или: «За Паганини длиннопалым бегут цыганскою гурьбой - кто с чохом чех, кто с польским балом, а кто с венгерской немчурой… играй же на разрыв аорты с кошачьей головой во рту, три чёрта было - ты четвертый, последний чудный чёрт в цвету». 

 

ОНЫЕ ДНИ

Забыли мы оные дни, как странно! Ведь в оные дни мы были прекрасны, воздушны и даже бесшабашны. Планы наши были грандиозны, а мечты кружили головы, при этом сомнения обходили нас стороной. Безграничная вера в то, что в жизни нет ничего невозможного, окрыляла. Вспоминая оные дни, я с иронией и некоторым удивлением вспоминаю былую Маргариту, которая не знала усталости, носилась как угорелая с семи утра, едва успевая на пересадку в метро в час ночи. Такси в те времена ночью было поймать почти невозможно, ловили машину и совершенно ничего не боялись. В дни оные ни страха, ни осторожности я не ведала. Доверие к людям было безграничным, и оно не подводило. 

 

ИСКУС

Искус преследует всю жизнь, но мы сопротивляемся. Нельзя искусу поддаваться, как бы искусно он не притягивал. Искушения повсюду, они пытаются помешать следованию по избранному пути. Конечно, превратить жизнь в сплошной карнавал весьма соблазнительно: вечеринки, посиделки, развлечения! Жизнь удалась! Затем неизбежно наступают прозрения, разочарования, пресыщения. В творчестве искус сурово испытывает художника на верность избранному пути, преодолевают его немногие. Поэтому я выбираю искус как искусство! 

 

ИЗУМЛЕНИЕ

Изумление у меня вызывает отрицательные эмоции, когда меня стараются удивить чем-то, но так наигрывают и фальшивят, что хочется исчезнуть от неловкости, а собеседник, при этом, находится в полном восхищении от себя и, не обращая внимания на мою реакцию, продолжает играть свою роль. Искренности, вдохновению, индивидуальности - всему хорошему не изумляешься, а восхищаешься. 

 

ВЗЫСКАТЕЛЬНОСТЬ

Взыскательность направляю только на собственную персону, а ни на кого иначе. Взыскиваю с себя за промедление, взыскиваю и за торопливость, и за рассеянность взыскиваю. Ежедневно нахожу повод, за что взыскать с себя, иногда даже боюсь за свою излишнюю взыскательность, которая то и дело переходит в самоедство. Пытаюсь балансировать на грани, но равновесие удерживать всё сложнее. 

 

БЕЗ КАБЛУКОВ

Мало того, что мне самой гораздо удобнее гулять в мягкой обуви без каблуков, на толстой подошве, так, смотрю, молодежь сплошь и рядом бегает в кроссовках или другой подобной обуви. Слово «удобная» - ключевое. В молодости удобство для меня значения не имело, «красота» означала максимально высокий и тонкий каблук. С особенным ужасом я вспоминаю зимние сапоги на шпильке в сочетании с тонкими немецкими чулками. Чулки в мороз вмерзали в кожу, а шпильки скользили и застревали на эскалаторе в метро. Вспоминая об этой поре, я говорю: «Молодость, была ты или нет?!» 

 

МУЗЫКА В МЕТРО

Исполнилась моя мечта - убрали палатки с выпечкой и прочей снедью в метро. Стало легче дышать. Но вот новая беда - из динамиков эскалаторов звенит то ли музыка, то ли скрежет с устрашающими дикторскими рекламными голосами. К сожалению, не исчезли и музыканты на переходах. Грохот стоит невероятный,  да ещё с усилителями.  Музыку, разобрать невозможно из-за грохота и шума, но для слуха - испытание нешуточное.  Видимо, музыку здесь включают для ещё большего раздражения, чтобы пулей влетали в вагоны и вылетали.

 

РОЗЫ

К розам в розовом костюме хорошо ходить в июле. Вся Москва сияет розами! Не столица - город-сад! Каждый житель розам рад. Наугад иду к бульварам - вижу розы там и тут. Прежде мы довольствовались лишь анютиными глазками и декоративными петуньями, а теперь гуляю по паркам и скверам, словно в розовом саду. Нежный аромат вдыхая, любуюсь нежной красотой, разглядывая лепесток за лепестком, изумляясь бесконечному разнообразию оттенков цветов. 

 

СПРЯТАНЫ ВО ДВОРАХ

Самые интересные домики прячутся во дворах московских. Их не подновили, поэтому они хранят тепло своего времени. Такими же они стояли лет сто назад, когда в них жили такие же, как мы, люди со своими надеждами. Так же жили не настоящим, а будущим, всё откладывая на завтра. Ведь отличительная особенность большинства из нас не жить, а только собираться начать жить. Сижу на покосившейся скамеечке в тенистом дворике и с нежностью прислушиваюсь к шёпоту и шорохам минувших в бездну дней. 

 

НЕ УСТАЮ

Иду, поглядывая по сторонам, по широкому новому тротуару от бульвара, и не хочется возвращаться, потому что всё внимание приковывают красавцы золотистые скворцы на ровном стриженом изумрудном газоне. Мало того, что они внешне весьма привлекательны, но их походка, деловитость и увлечённость важным делом по удалению личинок, вызывают восхищение. Скворцы - истинные творцы, следующие без устали своему предназначению. Собственно, я подвержена тому же.

 

СМЕНА НАСТРОЕНИЯ

Я о той смене, которая этим летом случается ежедневно из-за молниеносно налетающих чёрных туч, когда всё погружается во мрак и настроение меняется вместе с изменением погоды, но, спустя какой-нибудь час, всё в капризной природе преображается - вновь ослепляет солнце, и настроение мгновенно становится ослепительно прекрасным. Но стоит мне погрузиться в захватывающий меня текст, как зависимость от перемены погоды молниеносно исчезает. 

 

ГОСТИ ИЗ ДАЛЕКА

Толщи холодного воздуха с полюса Северного сдвинулись и направились на Москву, чтобы на неё посмотреть и себя показать. Все - в Москву и Северный полюс - в Москву! Этот лютый гость из далека отодвинул весну и лето, и задержался в наших краях, видимо, столь впечатлился живописными пейзажами и буйством красок. Вот северные ветры и ходят по кругу, изображая на небосводе то высокие горы, со снежные вершины, то причудливые фигуры невиданных зверей, а то превращаются и вовсе в ураганы. Глаз от неба в этом году оторвать не могу. 

 

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Летним вечером во всём ощущается утомление. День был жаркий и долгий, как был во времена Вячеслава Иванова, который писал: «Предвечерний час настанет, мир от буйных игр устанет, - в кущах смуглых вдруг проглянет и зардеет скрытый жар, будто Ночь завожделеет солнца, что дрему лелеет, и до звезд в их теле тлеет тёмным пламенем пожар». Прохлада подкрадывается осторожно под музыку света вечернего, стихает шум, прохожие замедляют шаг. Дневная суета позади. Впечатления и мысли роятся в голове, стоит только подумать о необходимости записать их, как они преображаются в ленту слов. До чего же процесс этот завораживает. 

 

ОТЗЫВЧИВЫЕ ЛЮДИ

Они приветливо отзываются на просьбу даже незнакомого человека. Но просьбы случаются разные. Стоит некто под указателем и спрашивает, как пройти как раз туда, куда указано на этом указателе, глаза поднять и прочитать он не приучен. Это относится к гостям столицы, которые от гигантского размера Москвы частенько впадают в состояние паники. Находясь под указателем и спрашивать-то неприлично, но отзывчивый человек, непременно, остановится и подробно всё разъяснит с доброжелательной улыбкой. Отзывчивые люди не оставят без внимания человека, нуждающегося в помощи, предложат её сами. 

 

"Наша улица” №213 (8) август 2017


Copyright © писатель Маргарита Прошина 2014
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
     
Рейтинг@Mail.ru