вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки
(часть тридцать девятая)

 

КОНТРАСТЫ

Я внимательно наблюдала за белой бабочкой, которая легко парила над травой, купаясь в солнечных лучах. Нежная зелень и светлая тишина были разлиты в воздухе. Бабочка то падала, то взлетала, как бы резвясь. Заливистая перекличка воробьёв предвещала ясный день. Но люди! Люди готовы испортить всё на свете. Их раздражённые, злые голоса нарушили гармонию и покой. Выяснение отношений, мелкие упрёки, грубые споры поглощают позитивную энергию, погружают людей в повседневную нервотрёпку. Я учусь не замечать подобные настроения, когда же меня пытаются вывести из равновесия, стараюсь молча уйти. И никогда не оправдываться, потому что подобные попытки есть косвенное признание вины. Убеждена в том, что надо чаще смотреть на небо, воду, огонь и заниматься творчеством. Тогда полёт бабочки, цветение черёмухи, жужжание шмеля - всё будет дарить чувство полноты жизни и способствовать творчеству. Вместе с тем вся эта круговерть говорит о насыщенности жизни, её неразделённости на плохое и хорошее.

 

ОТКЛАДЫВАТЬ

Дела набегают сами собой. И если их откладывать, то это приводит к расстройству нервной системы, потому что не сделанные тобой дела долбят затылок, как дятел ствол березы. Отложила одно дело, потом другое, а их уже накопилась целая гора, кажется, что ситуация приближается к критической, наступает момент отчаяния, хочется исчезнуть, спрятаться от себя и окружающих, перед которыми, неизбежно, я начинаю испытывать чувство вины. Чтобы не доводить ситуацию до подобного состояния, я научилась не думать о предстоящих делах, а спокойно делать их одно за другим. По сути, вся жизнь моя - это преодоление себя и всевозможных препятствий, выполнение обязательств и дел. Просто к делам обыденным я отношусь легко, выполняю их по мере возникновения.

 

СВЕТЛОЕ ВОЛНЕНИЕ

Лёгкость возникает всегда тогда, когда понятен результат того или иного события. Волнуешься накануне из-за отсутствия информации, но как только узнаёшь исход события - тому дали пять лет колонии, а ЦСКА проиграл 0 : 1 «Кубани» в полуфинале кубка России, невольно успокаиваешься. Казалось бы, как может успокоить такой результат!? Это происходит потому, что я никак не могу на него повлиять, тем более изменить, поэтому я успокаиваю себя тем, что принимаю исход таким, каков он есть, надеясь на положительные сдвиги в следующий раз. Но ведь и исход моей жизни, впрочем, как и любой другой, ясен с самого рождения, но всё равно я часто размышляю о нём, и всё чаще мне не даёт покоя вопрос из стихотворения Константина Бальмонта «Сумрачные области»: 

Сумрачные области совести моей,
Чем же вы осветитесь на исходе дней,
- Сумраки отчаянья, дыма, и страстей?.. 

Поэт написал его в пятьдесят четыре года, очевидно, что он размышлял об этом тоже. Всё его творчество и есть ответ. Если углубиться в размышления, то становится понятно, что литература, искусство и есть ответ на этот вечный вопрос. Понимание этого придаёт мне лёгкость. Я волнуюсь, но волнение моё - светло.

 

НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ

Как часто люди советуют друг другу не обращать внимания на любые неприятности. И это правильно, но трудновыполнимо. Потому что плохое очень сильно задевает, особенно впечатлительного человека, тонко чувствующего. Да, просто выводит из равновесия. С этим нужно учиться справляться, понимая, что есть такая категория людей, которым доставляет удовольствие ранить окружающих своими высказываниями. Они считают себя правдолюбцами, гордятся этим своим качеством, полагая, что правда доступна только им, но не понимая, что постоянно жалят хороших людей своим ядовитым жалом. Сила слова, его возможность вдохновить, поднять человека над толпой, им не ведома. Поэтому необходимо научиться не обращать внимания на это плохое. Я выработала для себя правило обращать внимание только на высказывания людей, которые вызывают у меня уважение, но они всегда высказываются весьма корректно. Остальным же на их оценки, советы, мнения я просто вежливо говорю: «Спасибо». И представляю, что слова их стекают с меня как струи дождя. Но самым верным способом не обращать внимания является полнейшее погружение в своё творчество.

 

СВЕТ ЗАРНИЦЫ

Слушая рассказы или читая истории о необычайных, судьбоносных встречах, я прежде пыталась переносить их на себя в мечтах. Жизнь, придуманная мною, была гораздо интереснее, насыщеннее, чем реальная. Это так увлекательно - придумывать себе невероятные встречи, которые потом случались в снах, значительно более реальных, чем повседневность. Так я встречалась и беседовала с Буниным. Его стихотворение «Мы встретились случайно на углу…», как будто бы об этом:

Мы встретились случайно на углу.
Я быстро шел - и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полутьму
Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп, - прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье
Но на лице и в ярком блеске глаз
Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом... Была весна...
Она меня простила - и забыла.

1905

Оно так созвучно моим чувствам и переживаниям тех лет, что я с нежностью вспоминаю свои романтические встречи, как свет зарницы озаряют они мою жизнь, наполняя её любовью к прекрасному ушедшему.

 

СОЗРЕВАНИЕ

Голые ветви зимой выглядят так уныло, как будто жизнь навсегда покинула их. Обласканные первыми солнечными лучами они на глазах оживают. Вот по веткам этим побежал сок, питая их, а затем едва заметные почки, которые с каждым днём набирают силу, растут, набухают. И по замыслу и слову они раскрываются, появляются лепестки цветов и листочки. Вдруг, в один миг - всё в цвету и зелени. Точно так же возникает и развивается замысел художественного произведения. Этот таинственный момент надо записать, чтобы дать пищу для размышлений:

Клейкой клятвой липнут почки,
Вот звезда скатилась:
Это мать сказала дочке,
Чтоб не торопилась…

Второго мая 1937 Мандельштам написал стихотворение, строчки которого созвучны процессу творчества. Торопливость при этом неуместна. Произведение нужно выносить, как ребёнка. А потом выплеснуть на бумагу. И тогда мир преображается, завораживает своей красотой вновь, как будто не было холода и стылости.

 

ФОРМА

Внешний вид, очертание, способ существования - всё имеет значение. Например, зачем мне сапоги 45 размера, если я ношу на несколько размеров меньше? Этим я хочу сказать, что всё имеет свою форму. Это не время ускорилось, это форма обуви ищет свою ножку. Форма, размер, объём, формат. В тексте также важна форма. Короткая запись читается и воспринимается скорее, чем роман. В нынешнем веке развитие интернета влияет на восприятие художественного произведения. Доступность любой, в том числе художественной, информации, убыстрение жизни развивают у читателей потребность в малых формах, таких как рассказ. Художественный текст значительно привлекательнее для восприятия, чем канцелярский. Я, к примеру, не люблю острые углы, а вот овалы и окружности мне очень приятны. Так и мысли свои можно выразить в такой форме, что они будут восприняты без раздражений и обид.

 

НАПИСАННОЕ

Написанное сегодня воспринимается иначе, чем то, что написано несколько лет назад. Что-то происходит с написанным. Что же? Я меняюсь, и текст меняется. Даже в произведениях давно почивших авторов мы видим то, что сам автор не видел, а, возможно, даже не предполагал. Какой-то появляется флёр времени, более того - глубина, объём, значительность. Так мы с трепетом читаем записи в альбомах девушек и дамXIX века. Находка в архивах неизвестной записки или автографа писателя, ставшего уже классиком, к примеру, Гоголя становится сенсацией в наши дни. Я думаю, что Чехов и Достоевским немало бы удивились тому, что вкладывают в смысл их произведений новые поколения читателей. А Данте!? За пятьсот лет, что только ему не приписывали. Каждый читатель находит для себя сокровенный смысл в художественных произведениях, и каждый прав.

 

РОСТ ТРАВЫ

Весна замечательна тем, что можно наблюдать рост травы. Она спешит, торопится, зная, что будет зима. Так же и человек должен знать, что у него есть весна и непременно будет зима, не тревоги нашей, а конец существования тела. А слова, написанные телом, продолжат встречать бесконечные вёсны и зимы. Сегодня мы по крохам, по истлевшим письмам, фотографиям собираем свидетельства минувших лет, а следом новые поколения будут искать информацию во всемирной паутине, чтобы вернуть из забвения творчество и имена предыдущих поколений. Нить памяти от одного поколения к другому неразрывно соединяет нас в один клубок. Настоящее впитывает прошлое и создаёт будущее. Мир культуры как огромный, роскошный восточный ковер полон ярких красок всех цветов и оттенков. Колесо вечности продолжает своё движение, открывая и показывая всё новые имена, которые растут на поле литературы.

 

ВИШНЯ ЦВЕТЁТ

Как она быстро, почти первой, расцветает весной! Нежные белые вишнёвые цветочки ещё только распустились, благоухая тонким ароматом, а мы уже живём в предчувствии результата. Живём, как поёт нестареющий Евгений Бачурин, «в ожидании вишен». Слушая это прекрасную песню, понимаю, что вся жизнь земная ожидания есть. Видим цветочки, а ожидаем вишен. Сразу хотим насладиться результатом. А главное наслаждение, на мой взгляд, содержится в самом процессе созидания. Ребёнок торопится повзрослеть, а на закате вздыхает о прошедших годах. Только творческая самоотдача не проходит бесследно, написанное живёт вне всякой зависимости от автора. Так и живём от весны до весны. Ожидание вишен - волнующий процесс быстротекущей жизни. Мы приходим и уходим, а вишня цветёт.

 

ПОЭЗИЯ БУДНЕЙ

Вот что трудно разглядеть в накатывающих один за другим обычных днях, так это поэзию. Здесь постоянно нужно заострять глаз художника, выхватывая из однообразной повседневности неожиданный ракурс или мелкую деталь, которые вдруг представляют нам привычное в новом свете. Ежедневно, как минимум дважды, я хожу к метро по одной и той же дорожке. Мне знакомо каждое дерево, а величественные, гордые каштаны были посажены и выросли на моих глазах. Самое примечательное место на моём пути - птичья столовая, которая постоянно преподносит мне сюрпризы. Трогательные взаимоотношения ворон, голубей, воробышков между собой, с местными котами и собаками неизменно вызывают улыбку, особенно весной, когда упоительный воздух пропитан любовью. Но самое необычайное наблюдение этой весны пара влюблённых - уточки с селезнем, которые уединились от шумной стаи на пруду. Наблюдая их нежное кряканье и заботу друг о друге, я понимаю, что только любовь создаёт настоящую поэзию.

 

ТЕНИ

Мой мир окутан тенистой пеленой прошлой жизни, она уже ушла в тень, как будто опустились сумерки, которые больше всего привлекают меня. Силуэты, неотчётливые очертания придают людям и предметам некую таинственность, пробуждая воображение. Свет и тень взаимно дополняют дуг друга в живописи и в тексте. Например, у Апухтина в «Летней розе»:

…Знаешь, тут под тенью сонной
Ждал кого-то и, влюбленный,
Пел немолчно соловей;
Пел так тихо и так нежно,
Так глубоко безнадежно
Об изменнице своей!

Умелое использование отражение тени в движениях лица помогает передавать внутреннее состояние героев. Работая над новым рассказом, я поймала себя на том, что почти не использую возможности этого укромного слова, которое обладает множественными значениями. Тени прошлого, тень подозрения, тень сомнения, затемнение… Любой цвет можно оттенить, придав ему новое звучание.

 

ВОЛШЕБНОЕ ЗВУЧАНИЕ

Прежде всего, скажу, что Арсений Тарковский восхищает меня особенным чувством слова, каким-то трепетным отношением к нему. «Счастливый человек, наверное, не может писать стихи, - вспоминал он. - Лучше всего мне работалось в самых трудных ситуациях. Видимо, существует какой-то странный способ аккумулирования сил перед достижением большой высоты». Я думаю, и не сомневаюсь в том, что он даже обладает особенным умением наделять каждое слово волшебным звучанием. Именно поэтому меня восхищают его божественные размышления о бессмертии, о покаянии:

Я тень из тех теней, которые, однажды
Испив земной воды, не утолили жажды
И возвращаются на свой тернистый путь,
Смущая сны живых, живой воды глотнуть.

Как первая ладья из чрева океана,
Как жертвенный кувшин выходит из кургана,
Так я по лестнице взойду на ту ступень,
Где будет ждать меня твоя живая тень.

- А если это ложь, а если это сказка,
И если не лицо, а гипсовая маска
Глядит из-под земли на каждого из нас
Камнями жесткими своих бесслезных глаз...

Теперь-то мне ясно, что он сам проник в тайну вечной жизни, которая есть письменное слово, живущее вне тела человека. Стихи Тарковского всецело принадлежат высокой литературе, которая немыслима без ярких черт оригинальности личности автора.

 

ЦВЕТЕНИЕ

Вышла на улицу и сразу задумалась, по какой дорожке и куда пойти. Ведь, известно, много в жизни каждого из нас выпадает дорог, дорожек, тропинок. Как важно выбрать правильно единственную свою. Об этом я подумала в майский цветущий день, прогуливаясь по скверикам и садикам. Почему «садикам»? Да куда ни брось взгляд, всюду детские площадки. А вокруг буйство белой пены цветения. Белее белого моя мечта, улетающая с нежными лепестками черёмухи. Как короток срок цветения! Как важно сделать правильный выбор! Как же драгоценен этот момент для понимания жизни человека, которая, если задуматься, столь же коротка, как цветение. Но кто-то за краткий миг жизни успел написать «Фауста», а кто-то не выучил даже простой строчки, вроде: «Расцвела сирень, черёмуха в саду на моё несчастье, на мою беду...». Вот вам и цветение!

 

НАОБОРОТ

Сколько раз в течение жизни я поступала наоборот, вопреки здравому смыслу. Сознаюсь, что люблю сначала делать, а потом думать. И вы знаете, иногда получается здорово. Потому что, если бы сначала думала, то не сделала бы многого из того, что привело меня в жизни к книге. Это началось ещё в школе, когда мне говорили учителя, что я должна быть как все и поступать как все. Очевидно, что так поступать разумнее, но я, не успев ни одной секунды подумать, выдержать паузу, мгновенно возражала: «Почему я должно делать всё как все, я хочу делать как я!». Ныне ценится индивидуальность, а в прежние времена воспитывали «единую общность советский народ». Не знаю, как у других, но у меня скопления людей, которые превращаются в толпу, вызывают резкую негативную реакцию. Быть как все, в моем понимании, означает быть никем. По этой причине я предпочитаю делать наоборот.

 

АМУР

С грустью отмечаю, что очевидное не замечаю. Ведь вот на поверхности в словах передо мной ежедневно чередой проходят вопросы и ответы, которые свидетельствуют о единстве языка в далёкие для меня времена. Именно для меня! Вот и величественная река на Дальнем Востоке названа французским словом любовь. Откуда, как и почему? Задумалась я об этом, слушая вальс «Амурские волны». И почему прежде никогда я не размышляла об этом? Это не гордыня во мне говорит, а понимание мира внутри меня. Потому что я ощущаю на себе, как не просто выйти из своей скорлупы, чтобы принять и понять миллиарды миров современников и всех тех, кто жил до меня. Слова, пусть звучащие иначе, чем привыкло слышать моё ухо на родном языке, рассказывают мне об истории, культуре, событиях гораздо точнее и объективнее, чем то, чему учат временщики, которые демонстрируют свою не способность к пониманию смысла и ценности жизни каждого человека.

 

МОЙ ВЫБОР

Я сегодня в очередной раз задумалась, казалось бы, об очевидном, о том, что знакомо каждому, о жизни, которая с завидным упорством постоянно ставит меня перед выбором. А поскольку я не всегда следую логике, то ошибаюсь, естественно! Но, согласитесь, что бывают такие ситуации, в которых не очень-то приятно признаваться в своих ошибках, в таких случаях я умолкаю, стараясь незаметно раствориться. Но я не склонна впадать в уныние в случае ошибочного выбора. Какой смысл себя терзать!? Я предпочитаю себя, любимую, прощать, повторяя, что я шампанское люблю, следовательно, имею право ошибаться. При этом, непременно, даю себе слово, что в следующий раз, прежде чем сделать выбор, подумать и вспомнить, что торопливость - плохой советчик. Есть у меня ещё один универсальный способ: изменить ситуацию так, чтобы мой неправильный выбор стал правильным.

 

НА ФОНЕ ПАМЯТНИКА

Когда я смотрю на любительские снимки, меня часто поражает то, насколько они подчёркивают отношение человека к окружающему миру. Я имею в виду видение кадра. Например, снимки у памятников. Обратите внимание, что, в основном, люди становится спиной к памятнику, а фотографирующий старается взять в кадр полностью памятник. Для этого он пятится до тех пор, пока не добьётся желаемого. В результате на фотографии не видно лиц, они слишком мелкие, да и надпись на памятнике чаще всего закрыта телами. Искусство кадра состоит в том, что следует поставить человека близко, крупный план, а памятник весь войдет в кадр фоном. Тогда снимок получается качественный и выразительный.

 

ФОТОГРАФИИ

Я люблю временами рассматривать старые фотографии, которые хранят мгновения жизни нескольких поколений моей семьи. В моём альбоме нет неподписанных фотографий, вероятно, моя страсть собирателя и хранителя памяти в книгах плавно перешла на создание семейного архива. В результате мне удалось выяснить все имена тех, кто изображён на снимках - год, а иногда и точную дату, когда та или иная фотография была сделана и при каких обстоятельствах. Успела я расспросить своих многочисленных тетушек, так уж получилось, что большинство всех семейных историй и легенд хранили в своей памяти именно они. Вы знаете, этот процесс так меня захватил, что незаметно я собрала весьма увлекательный семейный архив, а воспоминания, которые мне удалось сконцентрировать, постепенно привожу в порядок и систематизирую. А началось всё с неподписанных фотографий.

 

ВТОРОСТЕПЕННОЕ

В жизни есть столько второстепенных, мелких дел, которые стоит только не сделать вовремя, превращаются в неприступную гору проблем. Особенно это касается действий, повторяющихся ежедневно. На своём опыте я поняла, насколько важно стараться ничего не откладывать на потом. Больше всего я сожалею о том, когда занимаясь по классу фортепиано в музыкальной школе, откладывала свои ежедневные занятия, предпочитая игры во дворе до умопомрачения. Мне казалось, что я легко сумею наверстать пропущенное потом. Так же и в творчестве ничего не получится, не напишешь, если не будешь ежедневно писать. Не ждать, когда текст «созреет», а садится и писать слова день за днём. Постепенно я поняла, что нет в жизни моей ничего второстепенного, дела нужно делать по мере их возникновения. Стараюсь так и поступать.

 

СБЛИЖЕНИЕ

Объект любви, или дружбы нужно стараться держать на некотором расстоянии, чтобы сохранить его и сберечь. Сближение вредит стабильности отношений, по моему мнению. Необходимо бережно относится к свободному пространству друг друга, только так можно сохранить отношения. Я довольно часто наблюдаю трагедии разочарований, расставаний любивших когда-то людей, при этом они рассказывают, что прежде ни одной секунды не могли друг без друга не только находиться, но и дышать. Не сомневаюсь в том, что так и было. Но подобный накал страстей невозможно поддерживать в течение многих лет. В отношениях неизбежно наступают моменты, когда возникает потребность заняться любимым делом, особенно у творческих людей. Излишняя забота, переходящая незаметно в контроль, а то и попытки давления разрушают отношения. Только такт, деликатность и терпение позволяют сохранить их.

 

ТРАВОЯДНЫЙ КОТ

Принесла молоденькую сочную травинку осота и мой кот страстно вцепился в неё как в самое изысканное лакомство, которых в наше время множество на любой кошачий вкус. Он так аппетитно хрустел стеблем, так сосредоточенно поглощал лисья, что я подумала, возможно, я не понимаю ничего в травах, и мне пора перейти на осот? Попробовала и поняла, что я ещё не доросла до оригинального вкуса своего чистошерстяного друга. Я создание земное, а кот мой, впрочем, как и все его собратья, несомненно, пришелец из иного мира, о котором я могу только догадываться, когда он ласково мурлычет мне в минуты откровений.

 

ДОМИК В ПЕРЕУЛОЧКЕ

Вблизи Самотёки, на Троицкой улице, среди невыразительных многоквартирных домов, притаился переулочек «сапожком», в котором стоит то ли домик, то ли теремок сказочный. Из прихожей вхожу в столовую. Две печи - русская и голландская, украшенная изразцами встречают меня. Покоем и уютом окутывает меня обстановка: и резной буфет, и шкафы, всё в русском стиле, и стулья, и сундуки, и стол внушительных размеров - вся обстановка свидетельствует о хлебосольстве старинного московского дома. Народные костюмы, иллюстрации к сказкам, картины, мебель рассказывают мне о жизни и творчестве хозяина - художнике Викторе Васнецове. Этот дом переносит меня в патриархальную Москву. Поднимаюсь на второй этаж по крутой деревянной лестнице, испытывая трепет и волнение. Я предвкушаю встречу с детством, со сказкой. Вот Баба-яга уносит в чащу скорчившегося от ужаса ребенка, здесь и «Царевна-лягушка», и «Царевна-Несмеяна», и «Ковер-самолет».

 

ПОТОК

Воздушный поток подхватил мою прелестную шляпу и понёс над землёй с такой силой и скоростью, что я утратила всякую надежду её поймать. Важно идти своим путём, не поддаваясь искушению соединиться с потоком, как писал Валерий Брюсов: 

В искусстве важен искус строгий.
Прерви души мертвящий плен
И выйди пламенной дорогой
К потоку вечных перемен. 

Можно нестись вместе с потоком. Можно пытаться противостоять ему. Но лучше всего отойти в сторону и наблюдать за ним. Но и в голове моей проносится поток мыслей, воспоминаний, событий, и в глазах - поток людей и машин, как поток сознания. Нескончаемый поток речей, звучащих на одной ноте, как дождевой поток, превратился в бурный ручей, вспыхнувший, как поток света, который ослепил меня.

 

НЕТЕРПИМОСТЬ

Нетерпимость - страшная черта характера. Для меня она совершенно неприемлема. Нетерпимость порождает жестокость, она свойственна людям властным, обладающим патологической гордыней. Лично я считаю, что это порок, с которым необходимо бороться, вырывая его из своего сердца, но, увы, обладающие им индивиды, так не считают. Сколько зла, разрушения и горя приносит она людям. Инквизиция, идолопоклонение возникают именно из-за нетерпимости невежественной толпы, которую приводит в немотивированную ярость инакомыслие. Нетерпимость на государственном уровне представляет собой угрозу всему цивилизованному обществу. Политики, которые разжигают это чудовищное чувство у населения, абсолютно не способны к пониманию истории, не желают понять того, что они исчезнут, память о них смоет культура.

 

ПОКОЙ

В предвечернее время, когда солнце спокойно, неспешно клонится к закату, а я могу наблюдать за чудесной переменой света и цвета небесного, вместе с которым уходит жара, покой нисходит на меня. Волнения, тревоги, заботы дня уходящего забирает земля по мере того, как солнце покидает город. Я слышу вздохи облегчения цветов и деревьев, с нетерпением ожидающих желанную прохладу. Запахи цветущих деревьев и дурманящий аромат сирени опьяняют. Стихают звуки шумного города, спокойствие и умиротворение на лицах прохожих. Вот оно тепло, которого я ждала восемь месяцев, оно вернулось вместе с грустью по пушистым снежинкам, бесшумно падающим на ресницы и щёки.

 

НА ЗАВТРА

Сколько лет я откладывала самые важные дела на завтра, изо дня на день, а ныне отчаяние об упущенном времени охватывает меня. Только сегодня я пытаюсь выполнять намеченные дела, не откладывая их на завтра. Наверное, каждому человеку свойственно думать о завтрашнем дне. Какое бы дело я ни делала, всё равно невольно возникает некое беспокойство о том: что я буду делать завтра? Это, естественно, не относится к повседневным делам, они не занимают много времени и внимания. Тревожит быстротечность времени, которое с каждым годом невероятным образом убыстряется, а я с грустью отмечаю, как мало я успела, как мало знаю, сколько не прочитано прекрасных книг, сколько мною не написано.

 

ДАВНО ЗНАКОМОЕ

Давно знакомое иной раз предстает в таком не знакомом мне виде, что только диву даешься! Памяти моей свойственна некая идеализация прошедших событий по мере их отдаления, но чтобы понять это, мне потребовались годы. Переживая очередной раз свои заблуждения, я невольно повторяю слова гениального Геннадия Шпаликова: 

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места. 

Да, эти вечные стихи, смысл которых расширяется, отдаляясь от автора, всегда меня приводят в чувства. Разочарования, ошибки! Считала, положим, этого человека очень умным, тактичным, но через десять лет он в какой-то момент при определённых обстоятельствах раскрывается как абсолютный пустоцвет. Поэтому я стала избегать встреч с прошлым. Хочу сохранить только хорошее, если даже оно мной идеализировано. Время, когда я пребывала в глубоком заблуждении, думая, что давно знакомое не меняется, ушло безвозвратно.

 

ДОВЕРЯТЬ АНГЕЛУ

Прислушиваться к голосу ангела своего я научилась не сразу. Было время, когда я голоса его не слышала, настолько чувство уверенности в себе заглушало его деликатный шёпот. Пока, однажды, в минуты отчаяния он не спас меня, хранитель мой. С той поры я всегда прислушиваюсь к его тихому голосу. Частенько во время работы над определённо темой, я уверенно начинаю писать текст, который, как мне кажется, абсолютно готов, вдруг над моей головой возникает легкое дуновение воздуха, я замираю: 

…А в паузах ангелы тихо
Вздыхают и плачут о нас. 

Совсем как у Гейне в стихотворении «Рокочут трубы оркестра…», и тайный голос шепчет мне, что не нужно действовать по задуманному, следует идти по наитию, на этот вдохновенный голос. Я всегда доверяю ему.

 

"Наша улица” №187 (6) июнь 2015


Copyright © писатель Маргарита Прошина 2014
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
     
Рейтинг@Mail.ru